фото: Караваджо (1571-1610)

deepskyobject • 01-08-2024  

Описание: Караваджо (1571-1610) Итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко, одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» (резкое противопоставление света и тени), а также «тенеброзо» (работа с эффектами света и тени, течение в искусстве эпохи барокко, сложившееся в Риме в XVII веке под воздействием Караваджо), интересно, что не обнаружено ни одного эскиза, все свои сложные композиции он сразу реализовывал на холсте. Последние годы жизни Микеланджело Караваджо прошли в бедности, скитаниях и гонениях из-за его непростого характера и сюжетов его «простонародных» картин, которые не поощрялись церковью и знатью, но его творчество обрело огромное количество поклонников и подражателей. Не так давно смотрел в Доме кино красивый фильм «Тень Караваджо» (2022) в стиле «кьяроскуро», реж. Микеле «Спрут» Плачидо, где Изабель Юппер, Риккардо Скамарчо, Луи Гаррель, Микеле Плачидо (кардинал) и Лолита Чамма (в роли Анны Бьянкини), хотя вероятно самый известный фильм об этом художнике — «Караваджо» (1986) Д.Джармена. На днях попалось шуточное видео из Рима, с картиной «Мадонна ди Лорето» («Мадонна пилигримов») (1606), где в церкви Сант-Агостино висит его картина с куртизанкой! На картине изображено явление Девы Марии двум крестьянам-паломникам (по другой трактовке, представлена ожившая перед ними статуя Мадонны). Картина была заказана в 1603 году наследниками маркиза Эрмете Кавалетти для украшения семейной капеллы (или Караваджо, подарил эту работу церкви в благодарность за предоставленное убежище). Художник укрылся в церкви, чтобы избежать ареста после того, как ранил помощника нотариуса на площади Навона, которого художник обвинил в том, что он уделял слишком много внимания его любовнице, знаменитой куртизанке Маддалене Антоньетти (называемой Леной). Она и была изображена живописцем в образе Мадонны. Базилика Святого Августина на Марсовом поле (Basilica di Sant'Agostino in Campo Marzio) была единственной в Риме, где для куртизанок проводили обязательные проповеди, чтобы они «вернулись к честной жизни». Им выделили первые скамьи перед главным алтарем, чтобы на них не заглядывались другие прихожане и не отвлекались от мессы, здесь и висит «Мадонна пилигримов». Картины Караваджо я видел в Риме, в галерее Боргезе (в честь кардинала Шипионе Боргезе), там несколько его картин (плюс Рубенс, Тициан и прочие), но тогда я ещё не знал, что он находил своих моделей на улицах, это были римские куртизанки и их знакомые, и он изображал этих глубоко несчастных людей, с самого дна жизни, настоящими святыми, это ли не истинный гуманизм, правда подобные трактовки библейских сюжетов в те времена нравились далеко не всем, но вот так три девицы с улицы вошли в историю через его произведения: • Магдалена Антоньети (Лена) (ветренная подружка Лена, хроники называли её «женщина Микельанжело», она была его любимой моделью) Мадонна ди Лорето (Мадонна Паломников), 1606 Кающаяся Магдалена, 1606 Мадонна со змеёй (Мадонна дей Палафреньери, 1606) Экстаз Марии Магдалены, 1606 • Анна Бьянкини (фигурирует в фильме «Тень Караваджо» (2022)) («Мадонна с лицом блудницы», изображена на 4 картинах): Кающаяся Магдалина, 1597 Отдых на пути в Египет, 1597 Марта и Мария Магдалина, 1598 Смерть Девы Марии, 1604 • Филлиде Меландрони (другая римская девушка с низкой социальной ответственностью эпохи итальянского Возрождения, в которую он влюбился и которая доставила ему много проблем, она послужила моделью и на других его картинах): Юдифь и Олоферн, 1599 Портрет куртизанки, 1497 (Уничтожена в результате пожара в Музее Кайзера Фридриха в Берлине в 1945) Марфа и Мария Магдалина, 1598 Святая Екатерина Александрийская, 1598 Рождество со Святыми Лоренцо и Франциском, 1600 (украдена в 1969) Погребение Христа, 1603 Олферон (точнее его голова) ассирийский полководец, стоявший во главе армии царя Навуходоносора, фигурировал и у других художников, в частности у Климта есть легендарная картина «Юдифь и Олоферн» (Judith I, 1901) с Адель Блох-Бауэр. Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо» (что заметно по его «тенеброзо» картинам). #караваджо #caravaggio

Tags:




Поиск и фотоизображения предоставлены компанией Flickr с помощью сервиса Flickr API согласно Правилам пользования сайтом Flick.com и его сервисами. Графические изображения являются публичными, размещёнными их авторами в свободный доступ (Public) и физически расположены на серверах Flickr. Все права на фотографии принадлежат их авторам согласно пользовательскому соглашению сервиса Flickr.com и охраняются законами, регулирующими авторские права.