Описание: Искусство изразца — одно из самых интересных явлений русской культуры. Оно уходит корнями вглубь веков, а во второй половине XVII века достигает своего расцвета. В истории русского зодчества эту блистательную эпоху также называют «золотым веком» изразцового искусства. Начало «золотому веку» было положено керамическими мастерскими, которые патриарх Московский и Всея Руси Никон в 1658 году основал при подмосковном монастыре. Именно здесь началось изготовление рельефных многоцветных (ценинных) изразцов, быстро ставших настоящей «визитной карточкой» русского зодчества. (из описания лекции в Планетарии СПб, 18.10.23) Изразец. Истоки Обожженная глина стала первым искусственным материалом, созданным человеком. И не случайно, согласно многим религиозным традициям, сам «венец творения» был создан из этого необычайно податливого, пластичного материала. Когда пять тысячелетий тому назад в Месопотамии появилась письменность, материалом для письма стала хорошо знакомая человеку «с младенчества» глина. Глиняные таблички стали страницами первых книг, начертанных древними авторами. С незапамятных времен используется глина и в строительстве. Даже в наш век железобетонных конструкций в глинобитных жилищах обитает треть населения земного шара. И это, не считая домов из обоженного кирпича. Но построив дом, его необходимо украсить. Одним из древнейших видов декора является изразец. Прототип изразца – гончарная плитка и горшок применялись для отделки зданий уже в глубокой древности. В древнем Риме был известен горшковидный изразец. Изразец – слово древнерусское, означающее «образ». В Древней Руси архитектурная керамика появляется в X-XI веках. С принятием христианства это искусство пришло к нам, как и многое другое, из Византии и Болгарии. Однако вскоре после приобщения к христианскому миру церковные строения в Киеве, Новгороде, Чернигове, Владимире стали возводить на свой вкус и манер. И точно так же быстро приняла самобытный облик и цветная глазурованная плитка. Эта «особость» передалась по наследству изразцам и оставалась неизменной вплоть до начала XVIII столетия. Трагедия XIII века унесла в небытие многие ремесла. После нашествия монголов производство изразцов в большинстве русских княжеств прекратилось. Но полностью это искусство не погибло, продолжая жить в тех землях, которые не попали под иго. Изразец. Живая традиция Домонгольские «изразцовые» традиции сохранились в западной и северо-западной Руси. Так, в Гродно глазурированные облицовочные вставки использовались при возведении в XIII веке Коложской церкви. В Новгороде изразцы известны с конца ХIII века. Они изготовлялись из красной, или (довольно редко) белой глины. В центре лицевой стороны изразца имелся цилиндрический выем. Плоские лицевые поверхности украшались нарезками в виде прямых или изогнутых линий, иногда фигурами в виде квадратов с диагоналями или треугольников. В ХV столетии, в связи с появлением дымоходов изменилась и форма изразцов. Исчез цилиндрический выем, и вся гладкая лицевая поверхность стала декорироваться рельефным изображением, часто с жанровыми сценками. Вообще же, художественные изделия из глины в Новгороде были распространены достаточно широко. Местные гончары изготовляли фигурные рукомойники, всевозможные лепные сосуды, в том числе фигурные переносные фляги, детские игрушки, поливные чаши, плитки и многое другое. «Молодший брат» Новгорода Псков также был славен «мастерами глиняных дел», изготавливавшими среди прочих изделий и облицовочную керамику. Так, «барабан» церкви Георгия, возведенной в 1494 году украшен поясом из плит с различными изображениями: человека с клинообразной бородой и другого без бороды, мифологического зверя, птицы, барса. Оригинальны псковские керамические плиты-надгробия XVI века, выполненные из красной глины. «Восток — дело тонкое». Ордынское иго оставило зримый, неизгладимый отпечаток в русской культурной традиции. Историк XIX века К. Валишевский так описывал последствия этого влияния: «Взгляните на москвича XVI века: он кажется с ног до головы одет по-самаркандски. Башмак, азям, зипун, чебыш, кафтан, очкур, шлык, башлык, колпак, тафья, темляк – таковы татарские названия различных предметов его одеяния. Если, поссорившись с товарищем, он станет ругаться в его репертуаре неизменно будет фигурировать дурак, а если придется драться, в дело пойдет кулак… И все эти слова азиатского происхождения. В этом без сомнения есть знаменательное указание, хотя и относится только к внешней форме». Восточные веяния не обошли стороной и древнерусское зодчество. А изразец был неотъемлемой частью архитектуры исламского мира. Керамические изразцы придавали особый колорит среднеазиатским и персидским городам. Виднеющиеся издали бирюзовые купола зданий и вершины минаретов, подобно маякам указывали путь к центральным «майданам» городов – средоточию торговой и общественной жизни. Архитектурные сооружения внезапно представали перед изумленными глазами путешественника во всем своем величии, озаряя блеском великолепия, созданным не столько строителями, сколько мастерами-керамистами. Зодчие Средней Азии отдавали предпочтение цветным изразцам, ярко выделявшим дворцы «сильных мира сего» на фоне унылых лабиринтов глинобитных кварталов, населенных «простыми смертными». Насыщенностью цвета отличалась и керамическая мозаика, украшавшая порталы зданий. Вопреки канонам ислама, довольно распространенными были изображения живых существ, выполненные в плоскостной орнаментальной манере, характерной для миниатюры. Растительные узоры в декоре сочетались с арабскими надписями. XV век – время расцвета облицовочной керамики в Золотой Орде. Оказало ли золотоордынское, среднеазиатское искусство архитектурной керамики на возрождавшийся раннемосковский изразец? На сей счет, нет однозначного мнения, однако, вполне допустимо предположение, что и здесь не обошлось без восточного влияния. Возрождение. На XV столетие (время ослабления и падения ненавистного ига) приходится возрождение изразца в едином Московском государстве. В 1476 году в обители Сергия Радонежского недалеко от Троицкого собора строится необычная Духовская церковь в новом для Московского великого княжества материале – кирпиче. Согласно летописным известиям церковь строила артель псковских зодчих. Особую декоративность, праздничность облику Духовской церкви придало включение поливных зеленых, коричневатых, оранментированных плит. Постепенно изразец стал излюбленным декоративным материалом, применявшимся как для внутренней, так и наружной отделки. Так, трапезная Андроникова монастыря (1504-1506) была украшена красными изразцами. И в декоре знаменитого Собора Василия Блаженного также использованы цветные полививные изразцы, заделанные в кирпичyю кладку. Расцвет. XVII век открыл новую страницу в истории русского изразца. Мастера вносят небывалое разнообразие в сюжетику плит. Традиционные единороги, грифы и лучники дополняются сценками из жизни и портретами. Кроме того, становится модным снабжать изображения шутливыми, нравоучительными, назидательными надписями. Так на Руси появились печи, которые было приятно и интересно разглядывать долгими вечерами. В 1653 году в России начинается изготовление рельефных многоцветных изразцов. У истоков этого дела стоял один из вождей раскола – патриарх Никон, который в то время был настоятелем Иверского Святоозерского монастыря. Производство началось с печных изразцов, которые не только использовались в самом монастыре, но также дарились и продавались. Но наступает роковой для Русской Православной Церкви 1666 год, Никона лишают сана, а мастера-керамисты переводятся в Оружейную палату Московского кремля. Новый изразец покорил Москву. Он прекрасно вписывался в пышный наружный декор церковных и светских зданий, так называемое «узорочье», получившее широкое распространение в XVII веке. Так, Аптекарский приказ и Монетный двор в Москве были украшены многоцветной керамикой. Многоцветные печи украшали интерьеры храмов, трапезных и парадных боярских палат. Производство изразца и плитки охватывает вскоре всю территорию обширного Российского государства. Особенно интересен изразцовый декор в интерьере Воскресенского собора в Новом Иерусалиме. Следуя цели, как можно точнее передать облик образца – храма над Гробом Господним в Иерусалиме, Никон, безусловно, стремился максимально близко повторить и материалы, из которых были выполнены его детали. Изразец в Новом Иерусалиме должен был имитировать цветные мраморы и мозаики подлинной иерусалимской святыни. Поэтому многие иконостасы храма были выполнены из изразцов, ставших, по сути, элементами архитектурной конструкции. Золотой век русского изразца. XVII столетие поистине «золотой век» русского изразца. Подлинным шедевром этого вида искусства по праву считается Крутицкий теремок, превосходящий по красоте все, что до того создано было русскими мастерами. Трудно поверить, что вьющаяся виноградная лоза создана умельцами из обожженной глины. Художники внимательно присматривались к резьбе по дереву, заимствовали мотивы для воплощения их в глиняных узорах и красках-поливах. Подражание деревянной резьбе особенно явственно выступает в приставных наличниках окон керамического сказочного терема. Широко распахнутое царем-преобразователем в начале XVIII века, «окно в Европу», увлечение Петра I голландской и немецкой культурой привнесли в русский язык еще одно название изразцов «кафли» или «кахли». Так в просторечии на юге Германии называли глиняные миски и плошки. Этот термин употреблялся даже и в XIX – начале XX века, правда, только для белых, не раскрашенных изразцов. После того как войско Карла XII было разгромлено под Полтавой, в Москве появились пленные шведы, которые начали расписывать изразцы по-своему: синие рисунки наносились на белый фон. Новый «иноземный» стиль пришелся «ко двору». Позднее, в богатой шереметьевской усадьбе под Москвой, в Кускове, был выстроен Голландский домик, стены которого были украшены изразцами белого, синего и светло-коричневого цвета. На многих плитках были изображены «голландские» пейзажи – корабельные бухты, уютные кирпичные домики, ветряные мельницы, рыбаки, беспечно удящие в каналах… Используя приемы голландских и иных мастеров, наши художники переиначивали сюжеты на отечественный манер. Началась новая эпоха в истории русского искусства. Автор текста: Сергей Васильев
Tags:
Поиск и фотоизображения предоставлены компанией Flickr с помощью сервиса Flickr API согласно Правилам пользования сайтом Flick.com и его сервисами. Графические изображения являются публичными, размещёнными их авторами в свободный доступ (Public) и физически расположены на серверах Flickr. Все права на фотографии принадлежат их авторам согласно пользовательскому соглашению сервиса Flickr.com и охраняются законами, регулирующими авторские права.