Описание: АЛЕКСАНДР ГОЛОВИН, 1910-е гг. - Нескучный сад Location: A.N. Radishchev Art Museum, Saratov, Russia (Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов, Россия) Sources: goskatalog.ru/portal/#/collections?id=1718328 radmuseumart.ru/news/announcements/9316/?sphrase_id=27033... АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГОЛОВИН (1863-1930) [See here: www.flickr.com/photos/140907479@N08/49357625056/in/album-...] провел раннее детство в подмосковном Петровско-Разумовском, где располагалась знаменитая усадьба XVIII века. Детские впечатления будущего живописца найдут отражение в его изумительных парковых пейзажах. Он разделял любовь художников своего поколения к русской усадебной архитектуре и желание возродить поэтичную атмосферу прекрасного былого в живописи. Ностальгические элегии Станислава Жуковского и Виктора Борисова-Мусатова по настроению близки декоративным картинам-панно Головина, будто сотканным из тысяч изумрудных листочков. Таковы пейзажи Павловска, Царского Села и Нескучного сада – парка в Москве, получившего название от усадьбы князя Никиты Трубецкого «Нескучное». Фантазия автора превращает один из павильонов сада, окруженный березами, в заколдованное царство, границу которого охраняют пни и искривленные ветки полусухих деревьев. Еще один грозный сторож – старая сосна с пожелтевшей хвоей. Преодолевший преграды путник окажется на берегу пруда. Вода в нем чиста и неподвижна, словно поверхность зеркала: обычные обитатели водоемов не нарушают покой этого места. А над водной гладью, среди тонких березовых стволов и кудрявых листьев, прячется каменная лестница, ведущая к белой башне с маленьким круглым окошком. В эту галерею сказочных образов не вписывается лишь скамейка, уютно разместившаяся у переднего края полотна. Она возвращает зрителя в привычный ему мир и вместе с тем создает противоречие, свойственное искусству модерна: возвышенное и непостижимое в сознании творца соседствуют с бытовым и заурядным. Эта же скамейка сообщает пространству глубину, акцентируя первый план, поэтому картина походит на театральную сцену с роскошной пейзажной декорацией. ''В истории русской живописи портреты и пейзажи обеспечили бы Головину достойное место, однако лишь театр поднял его на недосягаемый для других уровень''. В разные годы художник работал над оформлением спектаклей Императорских театров, антрепризы Сергей Дягилева, Московского художественного академического театра. Десятилетнее сотрудничество с Всеволодом Мейерхольдом, который ратовал за зрелищность сценического действа, существенно повлияло на живописный стиль Головина. К орнаментальности и графичности его манеры добавились яркость чистого цвета и условность пространственных построений, идущие от опытов мастера в области сценографии. Порой сложно определить, является ли написанная художником картина театральным эскизом или же самостоятельным произведением. «Нескучный сад» напоминает сказочное «Кащеево царство» – декорацию к постановке балета Игоря Стравинского «Жар-птица» 1910 года. В нем угадываются и черты эскизов 1925 года с изображением тихого сада семейства Лариных. Пейзаж из собрания Радищевского музея вобрал в себя самые характерные и эффектные особенности творчества Александра Головина. Так же как и другие работы прославленного сценографа и живописца он приоткрывает дверь в «страну Чудес».
Tags:
Поиск и фотоизображения предоставлены компанией Flickr с помощью сервиса Flickr API согласно Правилам пользования сайтом Flick.com и его сервисами. Графические изображения являются публичными, размещёнными их авторами в свободный доступ (Public) и физически расположены на серверах Flickr. Все права на фотографии принадлежат их авторам согласно пользовательскому соглашению сервиса Flickr.com и охраняются законами, регулирующими авторские права.