Описание: НИКОЛАЙ ФЕШИН - Портрет Вари Адоратской Location: State Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia / National Art Gallery "Hazine", Monographic hall Nikolai Fechin (third floor) Photo by Elena Sungatova (Елена Сунгатова) Портрет Вари Адоратской - один из шедевров Фешина, можно сказать визитная карточка замечательного русского и американского художника. Уже при первых появлениях на выставках его связывали с известным полотном Валентина Серова «Девочка с персиками». В этих произведениях действительно много общего. Объект изображения, выразительные средства, но главное - настроение, та атмосфера равновесия, гармонии и счастья, которая составляет сущность обоих образов. Картина - одно из самых гармоничных созданий художника в русский период творчества, ясная по мысли и по конструкции. В это время (примерно между 1914 и 1918 годами), выбирая форму интерьерного портрета-картины, Фешин пытался создать обобщённый, многогранный образ, который синтезировал бы психологические характеристики модели и изображённого на картине её сиюминутного настроения или состояния. «Портрет Вари Адоратской» доктор искусствоведения Галина Тулузакова называет «наиболее полной и совершенной формой образа детства в творчестве Фешина». Мы видим, что художник использует довольно экстравагантный композиционный прием, изображая девочку сидящей на столе. Этим он перемещает ребенка в пространство изысканного натюрморта на переднем плане. Искусственность ситуации тем не менее воспринимается органично. Художнику такая поза дает возможность подчеркнуть естественную грациозность, нежную пластику детского тела. Главный акцент композиции — это пытливые глаза ребенка. Спустя многие годы юная модель художника рассказывала, что история картины началась в марте — апреле 1914 года в Казани. Варя Адоратская была очень близка со своей тётей Надеждой Сапожниковой и часто бывала у неё в мастерской. Сапожникова предложила девочке стать натурщицей Николая Фешина. Адоратская рассказывала (с сохранением стиля и орфографии оригинала): «…В то время Фешин задумал написать стол, покрытый белой скатертью, а около стола девочку в одной рубашке, которая только что встала с постели и кормит с ложки куклу. …Тётя предложила, чтобы Николай Иванович написал меня. Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика. Когда тётя Надя сказала мне, что я должна буду позировать в одной рубашке, я категорически отказалась и сказала, что куклу я никогда не кормлю с ложки, потому что: „она ведь есть не может“. Помирились на том, что я надену белое батистовое платье, а кукла будет лежать рядом со мной. Переговоры эти происходили, конечно, без Николая Ивановича. Сперва он посадил меня в плетёное кресло около стола, но потом решил посадить на стол. Мне это очень не нравилось, потому что было очень неудобно и даже больно сидеть, постоянно немели ноги. Но спорить с Н. И. было невозможно и приходилось покоряться. Сперва на мне был надет широкий пояс с синими, жёлтыми и красными пятнами. Но Н. И. это не понравилось, и он нашёл кусок матовой шёлковой материи более блёклых тонов и переделал то, что было написано сначала. То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной. На ней было яркое платье с красными, жёлтыми и синими цветами. По желанию Н. И. на неё надели другое — голубоватое, и он переделал его на картине». Варя была дочерью русского историка и революционера Владимира Адоратского, племянницей ученицы и друга Фешина Надежды Сапожниковой. Портрет был написан по заказу Сапожниковой в ее мастерской. Она же и купила портрет у Фешина, после того как отец девочки отказался от приобретения. Фешин был мастером многофигурной жанровой композиции, проявил себя и в графике, и в скульптуре, но главным для него оставался живописный портрет. Со студенческой скамьи художник особенно любил писать детей. Детство для него — это органичное свободное состояние человека, восприятие ребенка еще не замутнено. Он не делал различий: писал и детей интеллигенции, и крестьян. Когда в 1914 году в семье художника родилась дочь Ия, фокус внимания сместился на нее, она стала самой любимой моделью. После вынужденной эмиграции в США в 1923 году Фешин писал детские портреты американских индейцев, мексиканских крестьян, жителей Бали. Среди них — такие работы, как «Маленький ковбой», «Балийская девочка», «Индейская девочка».
Tags:
Поиск и фотоизображения предоставлены компанией Flickr с помощью сервиса Flickr API согласно Правилам пользования сайтом Flick.com и его сервисами. Графические изображения являются публичными, размещёнными их авторами в свободный доступ (Public) и физически расположены на серверах Flickr. Все права на фотографии принадлежат их авторам согласно пользовательскому соглашению сервиса Flickr.com и охраняются законами, регулирующими авторские права.