фото: IGOR GRABAR, 1905 - Chrysanthemums / oil on canvas, 98.4 х 98.5 cm

Crystal.Rain • 07-01-2020  

Описание: ИГОРЬ ГРАБАРЬ - Хризантемы Location: The State Tretyakov Gallery, Moscow, Russia. Sources: goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4585915 lavrus.tretyakov.ru/publications/10-kartin-igorya-grabary... Chrysanthemums is Grabar's most impressive still-life. The lush bunches of flowers are presented in a well-lit room as if en plein-air. The space is full of air, in which the warm sunlight outside the windows joins the indoor coolness. The painting surface consists of textured brushwork broken into separate dabs to convey the vibration of light and air. The colour is broken down to warm and cold tones yielding the yellow chrysanthemums’ greenish hue, the interplay of yellow and blue, pink and green gradations on the surface of the tablecloth and the nacre glimmer of the vases. The flickering colourful dabs make the atmosphere enveloping the picture volatile, mobile, vibrating. The artist seems to shift emotional accent from material objects to phantom and incorporeal phenomena such as light and air. That is why the items that are tangible in reality – such as glasses, dishes, vases – seem to have nearly dissolved among overtones and shades. Текст АЛЁНЫ ГРОШЕВОЙ ''Хризантемы'' – один из самых ярких и радостных натюрмортов Игоря Грабаря (нам кажется, что самый, но мы стараемся не быть категоричными!). В теплое время года Грабарь предпочитал писать натюрморты. Для пейзажей любимой порой у него оставалась зима. В «Хризантемах» художник соединил чайный и цветочный натюрморт. Эта картина – не результат спонтанного вдохновение, а итог целенаправленной работы. Роскошные золотистые цветы для нее были специально приобретены у московского цветочника Ноева. Начало 1900-х – время максимальной увлеченности Грабаря эстетикой импрессионизма, и вся картина – симфония света. Свет играет в гранях хрустальных ваз, отражается от блестящих тарелок, свет излучают яркие солнечные цветы, он щедро льется из окна и расплескивается на скатерти, которая служит фоном для всего этого праздничного светоносного буйства. Собственные картины того периода Грабарь характеризовал определением «махровый дивизионизм в натуре». Раскладывать цвет на холсте, словно холст и есть палитра с красками, играть отблесками, интриговать контрастами – в данном случае, ослепительно солнечными желтыми хризантемами и прохладными голубыми приборами, щедро превращать белую скатерть во внезапную радугу – здесь он всё это проделывает, причем очевидно наслаждается игрой и вовлекает в это цветовое радостное безумие зрителя. Дробные мазки, которыми написана световоздушная среда, словно делают пространство дрожащим, мерцающим и вибрирующим. Материальные предметы – вазы, тарелки, цветы, скатерть – приобретают свойства света и тени, они кажутся такими же неуловимыми, как солнечный луч, горьковатый аромат хризантемы и отраженный от хрустальной грани свет. Картину приобрел коллекционер Владимир Гиршман, и говорили, что он заплатил столько, сколько Грабарь не получал раньше ни за одну свою работу.

Tags:




Поиск и фотоизображения предоставлены компанией Flickr с помощью сервиса Flickr API согласно Правилам пользования сайтом Flick.com и его сервисами. Графические изображения являются публичными, размещёнными их авторами в свободный доступ (Public) и физически расположены на серверах Flickr. Все права на фотографии принадлежат их авторам согласно пользовательскому соглашению сервиса Flickr.com и охраняются законами, регулирующими авторские права.