rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-5715/i... panel for the Russian Peripherys pavilion at the World Exhibition in Paris (1900) for the Siberian Division. Pictured is Medny Island in the Kommander Islands group. Rus: Декоративное панно, выполненное для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже (1900) для Сибирского отдела. Изображен остров Медный в группе Командорских островов ТЕКСТ ОЛЬГИ АТРОЩЕНКО. Русские художники: путь на Север. Журнал Третьяковская Галерея. Специальный выпуск. Норвегия - Россия: на перекрёстках культур. В 1894 году предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов подал министру финансов Сергею Витте докладную записку, в которой, описывая богатства Русского Севера, предлагал провести через непроходимые топи и леса железнодорожную магистраль от Вологды до Архангельска. Министр финансов, прежде чем дать ответ, решил воочию познакомиться с этим краем, предложив Мамонтову вместе с ним в составе специальной комиссии совершить поездку по Северу. Как и полагалось в подобных случаях, в состав экспедиции были приглашены рисовальщик - известный в будущем художник, а тогда ученик Академии художеств Александр Борисов - и писатель Евгений Львов (Е.Л. Кочетов), издавший в 1895 году книгу «По студеному морю. Поездка на Север». Путешествие продолжалось чуть более трех недель. Получив сильнейшее эстетическое наслаждение от увиденного на архангельском Севере и желая поделиться этим чувством с другими, Савва Иванович отправляет за свой счет в середине лета 1894 года друзей-художников - Валентина Серова и Константина Коровина, недавно вернувшегося из Франции, где он прожил около полутора лет. «Какая страшная ошибка искать французских тонов, когда здесь такая прелесть», - восклицал Мамонтов, имея в виду Коровина. Но, помимо чисто эмоционального порыва, этим решением руководил крепкий и здравый смысл. Дело в том, что, получив разрешение на проведение железнодорожной ветви до Архангельска, строительство которой удачно завершилось в 1897 году, меценат и промышленник намеривался заранее познакомить российское общество с этим экзотическим краем. Наиболее удобной для этого случая формой стало строительство павильона Крайнего Севера на предстоящей в 1896 году Нижегородской промышленной и художественной выставке. Создание архитектурного и экспозиционного проекта, а также выполнение десяти монументальных панно Мамонтов решил поручить Константину Коровину, хорошо зная его как прекрасного декоратора. Для осуществления грандиозного замысла эта поездка была просто необходима, ведь в задачу Коровина входило «создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое... испытал там, на Севере». Как известно, цель эта была достигнута. Особым украшением павильона стал цикл из десяти монументальных панно, декоративно рисующих своеобразие и суровую красоту северной земли. Разработав композиционную и колористическую основу в эскизах, Коровин для их исполнения пригласил художников С.В. Малютина и Н.В. Досекина. Позже нижегородские панно, принадлежавшие С.И. Мамонтову, украсили вестибюль построенного в 1904 году Ярославского вокзала в Москве и немало способствовали популяризации этого края. (D.I.: Эти панно украшали вокзал вплоть до начала 1960х годов; пришли в ветхое состояние и были переданы в Третьяковскую галерею). Коровин и Серов проделали практически тот же самый маршрут, что и Савва Иванович Мамонтов: по Северной Двине они прибыли в Архангельск, а отсюда на комфортабельном океанском пароходе «Ломоносов» товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства отправились дальше, на Новую Землю и Мурман, посетили северную Норвегию, шведскую Лапландию. В конце сентября друзья вернулись в Москву с большим количеством написанных во время путешествия северных этюдов, которые пригодились в процессе создания монументальных панно. Знакомство Коровина с Севером на этом не закончилось. В 1895 году он вновь совершил аналогичную поездку, но теперь совместно с Н.А. Праховым и художником Н.В. Досекиным. Через два года снова побывал в Архангельске с Валентином Серовым, а в 1898 году в связи с предстоящей огромной работой над серией монументально-декоративных панно для Всемирной выставки 1900 года в Париже ездил на Север с Николаем Клодтом. Сборы, как всегда, были короткими: «На полу - раскрытые чемоданы. Я укладываю краски, кисти, мольберт и бинокль, меховую куртку, белье, большие охотничьи сапоги, фонарь и целую аптечку. Ружья не беру; я еду на Дальний Север, на Ледовитый океан, писать с натуры, а возьмешь ружье - начинается охота, и какие же тогда этюды? Беру только несколько крючков для рыбной ловли и тонкую английскую бечеву. Океан глубок, нужно захватить длинную бечеву и груз. Беру и компас...». Спустя десятилетия, находясь в парижской эмиграции, живописец написал несколько интересных рассказов о своем пребывании на Севере. Коровин был в восхищении от неповторимого облика северной архитектуры. «Деревянная высокая церковь, замечательная, - пишет он. - Много куполов, покрыты дранью, как рыбьей чешуей. Размеры церкви гениальны. Она - видение красоты. По бокам церковь украшена белым, желтым и зеленым, точно кантом. Как она подходит к окружающей природе!». Его потрясли своей «незлобивостью» дикие животные, обитающие там. С нежностью художник пишет, как он «погладил по гладкой голове и поцеловал холодный мокрый нос» большого тюленя, который смотрел «дивными круглыми своими глазами, похожими на человеческие, только добрее». Но главное - на этой суровой земле у К.А. Коровина появились возможности иначе проявить врожденный колористический дар. В таких натурных произведениях, как «Архангельский порт на Двине» (1894, Тульский областной художественный музей), «Пристань в Архангельске» (вторая половина 1890-х, ГРМ), «Архангельск» (1897, ГТГ), художник еще применяет яркую, насыщенную палитру, изображая жанровые эпизоды из жизни портового города. Северные этюды Коровина, также как и его друга Серова, утвердили в русской живописи 1900-х годов господство благородной гаммы жемчужных и серо-пепельных тонов. Сам Коровин говорил, что нигде не встречал такого многообразия оттенков цвета, как на якобы монохромном Севере. Позже свою увлеченность северным краем художник объяснит тем, что такого тонального богатства красок на юге увидеть невозможно. Этот колорит, свойственный северной природе, стал притягательным для молодых художников московской школы живописи, организовавших в 1903 году новое творческое объединение «Союз русских художников». Союзники воспользовались коровинской палитрой в мотивах ранней весны, последнего снега, первых заморозков. Сложно разработанная цветовая гамма серовато-голубых тонов позволяла также наполнить произведение интонацией легкой грусти, ностальгии, поэтического очарования Эта и другие достопримечательности, города, люди и просто фотографии на Картинках NofolloW.Ru">
фото: KONSTANTIN KOROVIN, NIKOLAI CLODT VON J

Crystal.Rain • 03-01-2020  

Описание: КОНСТАНТИН КОРОВИН, НИКОЛАЙ КЛОДТ ФОН ЮРГЕНСБУРГ - Птицы на скалах полярного моря. У Командорских островов Location: State Russian Museum, Saint Petersburg, Russia. Sources: rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-5715/i... www.tg-m.ru/articles/norvegiya-rossiya-na-perekrestkakh-k... Decorative panel for the Russian Peripherys pavilion at the World Exhibition in Paris (1900) for the Siberian Division. Pictured is Medny Island in the Kommander Islands group. Rus: Декоративное панно, выполненное для павильона Русских окраин на Всемирной выставке в Париже (1900) для Сибирского отдела. Изображен остров Медный в группе Командорских островов ТЕКСТ ОЛЬГИ АТРОЩЕНКО. Русские художники: путь на Север. Журнал Третьяковская Галерея. Специальный выпуск. Норвегия - Россия: на перекрёстках культур. В 1894 году предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов подал министру финансов Сергею Витте докладную записку, в которой, описывая богатства Русского Севера, предлагал провести через непроходимые топи и леса железнодорожную магистраль от Вологды до Архангельска. Министр финансов, прежде чем дать ответ, решил воочию познакомиться с этим краем, предложив Мамонтову вместе с ним в составе специальной комиссии совершить поездку по Северу. Как и полагалось в подобных случаях, в состав экспедиции были приглашены рисовальщик - известный в будущем художник, а тогда ученик Академии художеств Александр Борисов - и писатель Евгений Львов (Е.Л. Кочетов), издавший в 1895 году книгу «По студеному морю. Поездка на Север». Путешествие продолжалось чуть более трех недель. Получив сильнейшее эстетическое наслаждение от увиденного на архангельском Севере и желая поделиться этим чувством с другими, Савва Иванович отправляет за свой счет в середине лета 1894 года друзей-художников - Валентина Серова и Константина Коровина, недавно вернувшегося из Франции, где он прожил около полутора лет. «Какая страшная ошибка искать французских тонов, когда здесь такая прелесть», - восклицал Мамонтов, имея в виду Коровина. Но, помимо чисто эмоционального порыва, этим решением руководил крепкий и здравый смысл. Дело в том, что, получив разрешение на проведение железнодорожной ветви до Архангельска, строительство которой удачно завершилось в 1897 году, меценат и промышленник намеривался заранее познакомить российское общество с этим экзотическим краем. Наиболее удобной для этого случая формой стало строительство павильона Крайнего Севера на предстоящей в 1896 году Нижегородской промышленной и художественной выставке. Создание архитектурного и экспозиционного проекта, а также выполнение десяти монументальных панно Мамонтов решил поручить Константину Коровину, хорошо зная его как прекрасного декоратора. Для осуществления грандиозного замысла эта поездка была просто необходима, ведь в задачу Коровина входило «создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое... испытал там, на Севере». Как известно, цель эта была достигнута. Особым украшением павильона стал цикл из десяти монументальных панно, декоративно рисующих своеобразие и суровую красоту северной земли. Разработав композиционную и колористическую основу в эскизах, Коровин для их исполнения пригласил художников С.В. Малютина и Н.В. Досекина. Позже нижегородские панно, принадлежавшие С.И. Мамонтову, украсили вестибюль построенного в 1904 году Ярославского вокзала в Москве и немало способствовали популяризации этого края. (D.I.: Эти панно украшали вокзал вплоть до начала 1960х годов; пришли в ветхое состояние и были переданы в Третьяковскую галерею). Коровин и Серов проделали практически тот же самый маршрут, что и Савва Иванович Мамонтов: по Северной Двине они прибыли в Архангельск, а отсюда на комфортабельном океанском пароходе «Ломоносов» товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства отправились дальше, на Новую Землю и Мурман, посетили северную Норвегию, шведскую Лапландию. В конце сентября друзья вернулись в Москву с большим количеством написанных во время путешествия северных этюдов, которые пригодились в процессе создания монументальных панно. Знакомство Коровина с Севером на этом не закончилось. В 1895 году он вновь совершил аналогичную поездку, но теперь совместно с Н.А. Праховым и художником Н.В. Досекиным. Через два года снова побывал в Архангельске с Валентином Серовым, а в 1898 году в связи с предстоящей огромной работой над серией монументально-декоративных панно для Всемирной выставки 1900 года в Париже ездил на Север с Николаем Клодтом. Сборы, как всегда, были короткими: «На полу - раскрытые чемоданы. Я укладываю краски, кисти, мольберт и бинокль, меховую куртку, белье, большие охотничьи сапоги, фонарь и целую аптечку. Ружья не беру; я еду на Дальний Север, на Ледовитый океан, писать с натуры, а возьмешь ружье - начинается охота, и какие же тогда этюды? Беру только несколько крючков для рыбной ловли и тонкую английскую бечеву. Океан глубок, нужно захватить длинную бечеву и груз. Беру и компас...». Спустя десятилетия, находясь в парижской эмиграции, живописец написал несколько интересных рассказов о своем пребывании на Севере. Коровин был в восхищении от неповторимого облика северной архитектуры. «Деревянная высокая церковь, замечательная, - пишет он. - Много куполов, покрыты дранью, как рыбьей чешуей. Размеры церкви гениальны. Она - видение красоты. По бокам церковь украшена белым, желтым и зеленым, точно кантом. Как она подходит к окружающей природе!». Его потрясли своей «незлобивостью» дикие животные, обитающие там. С нежностью художник пишет, как он «погладил по гладкой голове и поцеловал холодный мокрый нос» большого тюленя, который смотрел «дивными круглыми своими глазами, похожими на человеческие, только добрее». Но главное - на этой суровой земле у К.А. Коровина появились возможности иначе проявить врожденный колористический дар. В таких натурных произведениях, как «Архангельский порт на Двине» (1894, Тульский областной художественный музей), «Пристань в Архангельске» (вторая половина 1890-х, ГРМ), «Архангельск» (1897, ГТГ), художник еще применяет яркую, насыщенную палитру, изображая жанровые эпизоды из жизни портового города. Северные этюды Коровина, также как и его друга Серова, утвердили в русской живописи 1900-х годов господство благородной гаммы жемчужных и серо-пепельных тонов. Сам Коровин говорил, что нигде не встречал такого многообразия оттенков цвета, как на якобы монохромном Севере. Позже свою увлеченность северным краем художник объяснит тем, что такого тонального богатства красок на юге увидеть невозможно. Этот колорит, свойственный северной природе, стал притягательным для молодых художников московской школы живописи, организовавших в 1903 году новое творческое объединение «Союз русских художников». Союзники воспользовались коровинской палитрой в мотивах ранней весны, последнего снега, первых заморозков. Сложно разработанная цветовая гамма серовато-голубых тонов позволяла также наполнить произведение интонацией легкой грусти, ностальгии, поэтического очарования

Tags:




Поиск и фотоизображения предоставлены компанией Flickr с помощью сервиса Flickr API согласно Правилам пользования сайтом Flick.com и его сервисами. Графические изображения являются публичными, размещёнными их авторами в свободный доступ (Public) и физически расположены на серверах Flickr. Все права на фотографии принадлежат их авторам согласно пользовательскому соглашению сервиса Flickr.com и охраняются законами, регулирующими авторские права.