Описание: АЛЕКСЕЙ ЯВЛЕНСКИЙ - Автопортрет в черном берете Location: M.A. Vrubel Omsk Museum of Fine Arts, Omsk, Russia Text by Irina Devyatiarova: Alexei Yavlensky in Siberia // The Tretyakov Gallery magazine, 2005, N° 1 (06). This portrait has long been in the storerooms of the Omsk Museum of Fine Arts under the conditional name ''Portrait of an Unknown Man''. A number of publications mention and reproduce with the name "Self-portrait in black beret." The inventory book of the art department of the museum was recorded as “an unknown artist of Valentinthe Serov' circle. Portrait of a man in a black hat'', no date. The author, model and dating are determined by Irina Devyatiarova in 1984. The portrait was painted during the training of Yavlensky at the St. Petersburg Academy of Arts. The composition of the portrait – the sitter's head three-quarters turned, and his gaze apparently reflected in a mirror – hinted that the work might be a self-portrait. However, comparison of the portrait with other self-portraits from different collections of the late 19th and early 20th centuries produced no results. Experts from the major Russian museums could provide no attributions. In this case the solution of the problem came from nothing less than constant communication with the portrait itself! The opportunity of hanging a work of art – in this case the “Portrait of an Unknown Man” – on the wall of the room of the museum's fund keeper is a rare privilege indeed. The image of the subject revealed itself in a book on the “Der Blaue Reiter” (The Blue Rider) movement; it contained a self-portrait of Alexei Yavlensky painted in 1914 from a private collection in Bern. Этот портрет долгое время находился в запасниках Омского музея изобразительных искусств под условным названием ''Портрет неизвестного''. В ряде изданий упоминается и воспроизводится с названием «Автопортрет в черном берете». В инвентарную книгу художественного отдела музея был записан как «Неизвестный художник круга В. А. Серова. Портрет мужчины в черной шляпе», без даты. Автор, модель и датировка определены И. Г. Девятьяровой (1984, Омск). Портрет написан в период обучения Явленского в Петербургской Академии художеств. Композиция «Портрета неизвестного» с поворотом модели в три четверти и взглядом, как в зеркало, говорила о том, что это автопортрет. Но сравнение с портретами и автопортретами художников рубежа XIX–XX веков из различных собраний не привело к решению задачи. Спустя некоторое время знакомое лицо неожиданно было обнаружено в книге, посвященной деятельности объединения «Синий всадник». Оказалось, что это исполненный в 1914 году и хранящийся в частном собрании в Берне автопортрет Алексея Явленского. Версию подтвердили потомки мастера из швейцарского города Локарно, включившие приведенные три «неизвестных» мужских портрета в 1991 году в каталог-резоне (полный свод живописных произведений) Явленского. Автопортрет художника представляет собой своеобразный тип портрета-манифеста. В гордой осанке и высоко поднятой голове чувствуется не только гвардейская выправка, но и прежде всего независимый характер. Темная гамма полотна, светоцветовой акцент лица, офицерская гимнастерка, преображенная в артистическую блузу, мягкие дымчато-голубые мазки, вносящие движение в статику портрета, свидетельствуют об увлечении Явленского искусством Веласкеса, Рембрандта и Сулоаги
Tags:
Поиск и фотоизображения предоставлены компанией Flickr с помощью сервиса Flickr API согласно Правилам пользования сайтом Flick.com и его сервисами. Графические изображения являются публичными, размещёнными их авторами в свободный доступ (Public) и физически расположены на серверах Flickr. Все права на фотографии принадлежат их авторам согласно пользовательскому соглашению сервиса Flickr.com и охраняются законами, регулирующими авторские права.