Описание: Де Бай, полагаю, имел в виду "Старый Крым" - Иске Кырым... Мечеть Узбек-хана в Старом Крыму En Crimee / par le baron de Baye. - Librairie Nilsson, 1906. - 55 с. search.rsl.ru/ru/record/01004437359 Он как будто перетекает в буквы каллиграфической надписи, которая гласит, что мечеть была выстроена в 714 (т.е. 1314/15) году в правление ордынского хана Мухаммеда Узбека и при участии некоего Абд-уль-Азиза, который мог быть либо жертвователем средств, либо архитектором. Правитель Золотой Орды неслучайно упомянут в надписи под двумя именами. Свое тюркское имя, Узбек, он получил при рождении, а арабское, Мухаммед, взял при переходе в мусульманскую религию. Тюркские летописи утверждали, что ислам он принял лишь восемь лет спустя после своего восшествия на престол (то есть, примерно в 1320 году), но наша надпись показывает, что имя Мухаммеда хан носил уже на следующий год после восхождения на престол, а стало быть, пришел к мусульманству несколько раньше. До Узбека в Золотой Орде по сути не было государственной религии. Большинство прежних ханов придерживалось веры своих монгольских предков, в которой главенствующее место занимал культ неба (иногда эти верования объединяют термином «тенгрианство»), а население в разных областях империи было многоконфессиональным, исповедуя и шаманизм, и христианство, и ислам. Столица ордынских владений на полуострове, город Кырым (нынешний Старый Крым), благодаря влиянию проповедников из Восточной Турции и Средней Азии, к тому времени уже давно являлся местным центром мусульманской культуры, и еще за 50 лет до Узбек-хана в городе была выстроена первая известная мечеть. Введение новой государственной религии давалось хану непросто: ордынская знать возражала против нововведений, опасаясь, что новый статус мусульманского султана даст хану неограниченную власть. Потому для реформ Узбек-хана имел особое значение богатый и многолюдный Крымский улус, где ислам был распространен уже достаточно широко. Едва взойдя на престол, Узбек-хан распорядился подарить жителям крымской столицы большую и красивую мечеть, и причины этого понятны: в городе проживало немало людей, приветствовавших новую политику хана. Править же этой стратегически важной областью Мухаммед-Узбек поставил своего давнего друга и соратника: эмира Кутлуг-Тимура (как помнят читатели из моих прежних очерков, Кутлуг-Тимур и его семейство вошли в историю Крыма как строители нескольких архитектурных памятников, дошедших до наших дней). ... Олекса ГАЙВОРОНСКИЙ. Мечеть Узбек-хана в Старом Крыму 19.05.15 - avdet.org/node/11532
Tags:
Поиск и фотоизображения предоставлены компанией Flickr с помощью сервиса Flickr API согласно Правилам пользования сайтом Flick.com и его сервисами. Графические изображения являются публичными, размещёнными их авторами в свободный доступ (Public) и физически расположены на серверах Flickr. Все права на фотографии принадлежат их авторам согласно пользовательскому соглашению сервиса Flickr.com и охраняются законами, регулирующими авторские права.